Главная / Публикации / Среднюю скорость включат в ПДД 1 сентября 2024 года. Что со штрафами?
a

Среднюю скорость включат в ПДД 1 сентября 2024 года. Что со штрафами?

Нормы об обязательном соблюдении автомобилистами средней скорости на дорогах должны заработать в России с 1 сентября 2024 года.

Соответствующий проект изменения в ПДД подготовил Минтранс: ранее предполагалась, что среднюю скорость впишут в ПДД уже с 1 марта 2024 года. Следующим шагом должен стать возврат штрафов за превышение средней скорости — для этого нужно будет внести поправки в КоАП. Водители уже получали такие штрафы в период с 2013 по 2021 год, после чего в ГИБДД перестали оформлять постановления. Что такое средняя скорость, как ее соблюдать и какие штрафы ждут автомобилистов.

Что такое средняя скорость

Минтранс России предлагает определить в Правилах дорожного движения термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее. Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД должно звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Получается, что теперь водителей обяжут соблюдать не обычную установленную скорость движения, но и среднюю. Для этого в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».

Согласно пояснительной записке к документу, эта норма поможет снизить риск возникновения ДТП, связанных с превышением скорости движения. Также она нужна для повышения безопасности дорожного движения, особенно в малонаселенных районах.

Какие штрафы и когда водителей начнут наказывать

Появление средней скорости в ПДД станет первым этапом к введению штрафа за ее нарушение. «Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы».

До 2019 года водителей штрафовали согласно нормам о «мгновенных» превышениях: к примеру, за превышение на 20–40 км/ч — на 500 руб., на 40–60 км/ч — на 1 тыс. руб., за превышение на 60–80 км/ч — на 2,5 тыс. руб., за превышение на более 80 км/час — на 5 тыс. руб.

Зачем фиксировать среднюю скорость

Контроль средней скорости нужен для того, чтобы водители на протяжении всего пути ехали ровно, без резких ускорений и оттормаживаний перед очередной дорожной камерой. Так, поскольку камеры будут оценивать общую скорость автомобилиста за пройденный участок пути, превышения и торможения теряют смысл для тех, кто таким образом пытается избежать штрафа за нарушение.

Такой контроль может помочь гармонизировать скорость потока, нивелировать «эффект кенгуру», который может приводить к ДТП из-за неожиданного резкого торможения попутных автомобилей.

Также контроль средней скорости помогает бороться с «мигрирующими» аварийно-опасными участками. В случае применения средней скорости весь аварийно-опасный участок находится под контролем.

Контроль средней скорости может позволить убрать «рваный» режим движения с дорог и обеспечить равномерность автомобильного потока. Протяженность контролируемого участка при этом может быть любой — и 1 километр, и 5–10 километров. При этом контроль средней скорости обеспечивает соблюдение ПДД водителями на протяженных участках дорог. Дисциплинируя автомобилистов и «успокаивая» транспортный поток, метод контроля средней скорости ускоряет процесс снижения ключевых показателей аварийности — количество ДТП, погибших и раненых.

Как будут фиксировать водителей

С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет и методику работы уже установленных камер менять не придется. Технология работает так: на одном отрезке пути включают два синхронизированных комплекса фотовидеофиксации. Они распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.